1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Робкий оборотень
В мае 1998-го раммштайновцы выпустили новый сингл с песней «Du riechst so gut» («Ты пахнешь так хорошо») с первого альбома. На сингле эта композиция представлена во всех возможных вариантах, включая ремиксы, сделанные многочисленными друзьями и поклонниками. Сингл сопровождался клипом, снятым на оригинальный материал. Как и все клипы Rammstein, он поражает воображение своими эффектами и постановкой. Площадкой стал потсдамский Бабельсберг, замок XVIII века. Это были самые дорогостоящие и самые страшные съемки в истории группы, участникам пришлось четыре ночи напролет стоять перед камерой. В драме, длящейся четыре с половиной минуты, участвуют все музыканты, в жутких сценах они превращаются из людей в волков-оборотней. Для анимации головы раммштайновцев были смоделированы с помощью снятых с их натуральных гипсовых отпечатков. Наряду с многочисленными статистами в виде мрачно одетых гостей, танцевавших менуэт в большом зале под жесткую музыку, или в качестве охотников со старинными мушкетами отправлявшихся на охоту на волков, в клипе снималась настоящая стая волков. Речь идет о «чешских собаках», которые были выведены путем скрещивания с волками. «Эти звери, — рассказывает большой любитель биологии Кристиан, — привыкли к людям и легко дрессируются, но волчьи инстинкты в них все еще существуют. Однако они признают в человеке вожака». Пятидесятистраничный сценарий для клипа раммштайновцы придумали сами, используя мотивы народной сказки «Семь воронов» и сцены из ужастиков «Бал вампиров» и «Американский оборотень» режиссера Романа Поланского. «Мы шестеро играем демона, принимающего разные обличья. Он появляется то в виде Тилля, то в виде Кристиана и так далее, пока не принимает образ волка. Его поцелуй приводит к смерти!» — рассказывают раммштайновцы. В клипе можно видеть милую темноволосую девушку — ее играет берлинская студентка Майя. Она галопом несется на разгоряченном жеребце по лесу. Красавица потеряла платок, которым только что вытерла пот с декольте. Она не замечает зеленые фосфоресцирующие глаза оборотня, которые следят за ней из кустов. Зверь выскакивает, бросается на платок и превращается в Кристиана, который жадно вдыхает запах девушки и тут же снова становится зверем. Он идет по следу к замку, вновь превращается в Кристофа и теряется среди гостей. Наконец он в образе Тилля проникает в спальню девушки. Вид обнаженной красавицы превращает его вновь в зверя. Он с оскаленными зубами бросается на нее. Укус делает и девушку оборотнем, который жаждет крови и ищет в зале новых жертв. В красном бальном платье теперь, к ужасу гостей, вовсе не милая девушка, а дьявольски ухмыляющийся мускулистый Рихард. Потом следует кульминация: грудь Рихарда разламывается, шесть волков с пеной у рта выпрыгивают из него наружу. Но на этот раз хищных зверей ждет гибель. Через открытые окна охотники стреляют в этих тварей, пока они все не падают замертво. В агонии оборотни снова принимают человеческий облик. Взгляды Тилля и красавицы встречаются, они сливаются в долгом нежном поцелуе. « Во время съемок настоящим ужасом для меня был поцелуй, — рассказывал потом Тилль, — хотя Майя была очень милой партнершей. Я на самом деле очень робкий. Перед этой сценой я дрожал больше, чем во время своего первого поцелуя в тринадцать лет».
Успех группы у публики начал наконец приносить и признание в мире шоу-бизнеса. Награды и номинации посыпались одна за другой. Европейское MTV номинировало группу на свою ежегодную премию «European Music Awards», а несколько позже ребята оказались номинантами на сорок вторую премию «Grammy» в категории «Лучшее металлическое шоу».
Вехой в истории группы стало выступление на берлинском фестивале «Wuhlheide Festival» вместе с Ниной Хаген и прочими немецкими знаменитостями. Эти концерты, прошедшие 22 и 23 августа 1999 года и собравшие более сорока тысяч зрителей, были увековечены в первом концертном альбоме Rammstein, выпущенном в сентябре 1999 года под названием «Live aus Berlin».
Эта запись позволила многим поклонникам группы, никогда не бывавшим на их концертах, узнать, как группа звучит вживую. Кроме того, Rammstein — группа с очень мощным визуальным рядом, а потому, естественно, большая часть очарования знаменитых на весь мир концертов коллектива в аудиоверсиях терялась. Теперь это стало возможно наверстать с помощью вышедшей одновременно видеоверсии выступления. Вполне естественно, что музыканты решили выбрать наиболее хорошо снятый концерт (возможно, в ущерб оригинальности представления музыкального материала). Как написали затем критики, «Пятнадцатипесенный диск позволяет слушателю сфокусировать свое внимание на невероятной смеси мощных гитарных риффов, кишковыворачивающем вокале, звонах колоколов и свистках, которые и заключают в себе сущность звучания Rammstein. Внешнее оформление видео подавляет зрителя своими невероятными театральными эффектами и выверенностью постановки сценического зрелища. Для американских поклонников, как старых, так и новых, главная выгода концертного альбома оказалась в том, что в дополнение к боевому порядку хорошо известных мелодий, взятых из „Sehnsuht“, они получили возможность познакомиться со значительным количеством еще не знакомых им песен, многие из которых взяты из первого альбома „Herzeleid“. Альбом прекрасно продемонстрировал высокий профессиональный уровень музыкантов как концертного состава». Конечно, нашлось несколько критиков, которые открыто усомнились в правильности решения группы выпустить живой концертный альбом в начале своей карьеры. Глядя на успех альбома «Sehnsucht» и сингла «Du hast», легко можно было предположить, что долгосрочная карьера Rammstein получила бы больше выгоды от выпуска в 1999 году нового студийного альбома. Но разве верные своим поклонникам члены Rammstein могли обмануть их ожидания?
Интересно, кстати, что видео «Live aus Berlin» было выпущено в Германии в двух вариантах: один для поклонников до восемнадцати лет (с вырезанной песней «Buck dich» и, соответственно, знаменитой сценой), а другой полный, для взрослых.
Stripped и Лени Рифеншталь
В августе 1998 года раммштайновцы вновь попали в неприятную историю. Виновником ее, по большому счету, опять стал Тилль, являющийся основным идеологом команды. Его новый творческий порыв снова был истолкован абсолютно не так, как задумывал автор.
Дело в том, что группа в этот момент записала сингл с кавер-версией песни «Stripped» («Раздетая») группы Depeche Mode.
Запись первоначально предназначалась для включения в трибьютный альбом «For The Masses» (альбом, для которого известные металлические коллективы записали свои версии наиболее приглянувшихся им песен группы). Вначале раммштайновцы выбрали для себя композицию «А Question Of Lust» — любимую песню Рихарда Круспе. И лишь позже, после долгих дебатов, большинством голосов остановились на «Stripped». И без того мрачноватую балладу Мартина Гора раммштайновцы окончательно зачернили своими зловещими индустриальными переборами.
Depeche Mode — одна из самых любимых групп участников команды, поэтому выбор никого особенно не удивил. Но появившийся вскоре видеоклип на эту песню в Германии многих шокировал, вновь дав повод журналистам обвинять группу в профашистской ориентации. Дело в том, что для визуального ряда в нем были использованы фрагменты из фильма «Олимпия», снятого Лени Рифеншталь в 1936 году во время Олимпийских игр, проходивших в нацистской Германии. В кадре мелькают немецкие спортсмены, демонстрирующие свои спортивные достижения и совершенные тела. В сюжет было внесено лишь одно изменение. Там, где должен был реять нацистский флаг, был вмонтирован американский, что было весьма откровенным и даже провокационным намеком, отражающим представления музыкантов об американской демократии. На всей этой истории стоит остановиться подробнее.
Собственно, культ тела и привлек Тилля, как бывшего спортсмена, к выбору именно этих кадров для клипа. О другой стороне этого фильма в тот момент никто не задумался. Тилль: «В нашем клипе речь идет исключительно о спорте. Спорт всегда был важной частью моей жизни. А в тогдашней ГДР он имел вообще колоссальное значение. Я не мог предвидеть реакцию на клип. Сейчас-то я понимаю, что у Рифеншталь в „Олимпии“ спортивная идея далеко не на первом месте. Гитлер и его верхушка хотели поскорее внушить всему миру, что нацисты в Германии миролюбивы и безопасны. В общем, мне кажется, что этот фильм все-таки больше политический, чем спортивный».
К скандалам и обвинениям в профашистской ориентации группе было уже не привыкать, хотя приятного, конечно, в этом было мало. Немногочисленные попытки оправдаться ни к чему не приводили: «Мы — немцы, мы поем по-немецки, мы ощущаем себя немцами. И то, что страна в течение двенадцати лет находилась в погубивших ее руках, — это плохо. Колесо истории нельзя повернуть нспять. Но была и другая Германия — Германия двадцатых годов, когда творили Брехт и Вайль. Кстати, именно в тот период я больше всего хотел бы жить в Германии, потому что это было увлекательное, захватывающее время. К сожалению, многие легко об этом забывают. По-видимому, люди обладают способностью запоминать только плохое».
Скандал вокруг клипа «Stripped» отчасти вернул из полного забвения и саму (тогда уже столетнюю) Лени Рифеншталь, вновь пробудив интерес к ее непростой и противоречивой биографии.
Бывшая танцовщица и актриса, она стала еще более популярной за счет того, что играла в фильмах, прославляющих немецкий дух и идеальность немецкого тела. Рифеншталь неоднократно получала от Геббельса почетные нацистские награды «за вклад в немецкое искусство». Парады, факельные шествия, ровные шеренги солдат, которые, маршируя, образуют гигантских размеров свастику… Это ужасное великолепие в фильме Лени Рифеншталь «Триумф воли» (1935) увидел весь мир. Лента была признана самой пропагандистской из всех, существующих в кинематографе. «Триумф воли» посвящен съезду нацистской партии, проходившему в Нюрнберге в 1934 году. В 1936-м в Берлине проходили Олимпийские игры. Для нацистов это была хорошая возможность продемонстрировать всему миру совершенство арийской расы. Рифеншталь сделала тогда практически невозможное — запечатлела почти каждый момент игр. 21 апреля 1938 года, в день рождения Гитлера, состоялась премьера четырехчасового фильма «Olympia». В нем было задействовано полтора миллиона персонажей. В каждом кадре «Олимпии» просматривается идея идеала человека. Обнаженные, преимущественно мужские тела играют в фильме главную роль. Это было характерно для нацистского искусства. Мужчина-воин, мужчина-тиран, мужчина-сверхчеловек — любимый образ нацистов. После разгрома фашизма Лени судили. Ее обвиняли во многом, так ничего и не доказали, однако нацистско-фашистские фильмы ей так и не простили.
Несмотря на то, что на Западе ее карьера была невозможна, она получала письма от поклонников со всего мира. Лени прожила долгую жизнь, в свои 90 она состояла в «Гринпис» и занималась подводными съемками и художественной фотографией. Написанные ею мемуары непременно становились бестселлерами. Как говорила сама Лени, «в своей жизни я не делала ничего, чего бы я не хотела. Ни от чего, сделанного мной, я никогда не откажусь». (Летом 2001 года она даже побывала на питерском кинофестивале, который, пожалуй, стал первой попыткой переосмысления ее творчества не только в Германии, но и в России.)
Поднятая прессой новая волна обвинений весьма угнетала участников группы. Теперь уже ни одна статья или интервью не обходились без того, чтобы вопрос о профашистской ориентации Rammstein не был поднят. Ярлык был уже приклеен, и никакие объяснения не помогали. Тилль: «Сегодня фашистом объявляют каждого поп-музыканта, который поет по-немецки или предпочитает более тяжелое и жесткое звучание. То, что происходит в настоящий момент, просто невероятно. Манипуляции средств массовой информации способствуют разжиганию страстей. Порой в собственной стране мы кажемся себе чужестранцами».
Подлила масло в огонь и MTV, сфабриковав репортаж о турне Rammstein, в котором фрагменты интервью ребят были вырваны из контекста и смонтированы таким образом, что каждый человек неминуемо должен был прийти к выводу, что они как минимум националисты.
Вспоминая непростые отношения группы с MTV, стоит упомянуть еще одну историю, наделавшую в прессе много шума. В свое время продюсер MTV Бернард Ратьен неоднократно снимал с эфира клипы группы, ссылаясь на их фашистское содержание, и каждый раз сопровождал это ехидными комментариями в эфире. Раммштайновцы решили отомстить ему весьма своеобразно. На одном из фестивалей ничего не подозревающего продюсера позвали за кулисы, где он был мгновенно прикручен к стулу скотчем. После чего раммштайновцы поместили ему между ног дымовую шашку, подожгли фитиль и перевернули стул. Сами же, как ни в чем не бывало, пошли на сцену. Через некоторое время беднягу, перепачканного красной сажей с ног до головы, отыскали и освободили коллеги.
Оскорбленный продюсер пригрозил хулиганам судебным разбирательством, но скандал удалось как-то замять.
История эта, однако, не помешала хулиганам получить заслуженную награду на ежегодной церемонии от MTV в категории «Лучшее концертное шоу».
Устав от всех этих нападок в собственной стране, ребята отправились туда где их не воспринимали как какую-то идеологическую «страшилку». Заокеанскую публику все эти вопросы абсолютно не волновали, да и вообще, есть большие сомнения, что кто-то там знал о фильме Лени Рифеншталь.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |